2009. Закат воронежского трамвая. Фотовыставка об истории города

Воронежский трамвай работал с 16 мая 1926 года по 14 апреля 2009 года. На пике своего расцвета насчитывалось 3 трамвайных депо, завод ВРТТЗ, более 300 вагонов, 21 маршрут и почти 180 км линий по всему городу. В таком виде хозяйство сохранялось до начала лета 2001 года. Менее чем через 8 лет в движении оставалось с десяток вагонов, одно трамвайное депо и два маршрута.

Строительство системы воронежского трамвая, работавшего в городе с 1926 по 2009 годы,  началось еще в далеком 1912 году. Если бы не Первая мировая война, движение его было бы запущено еще в 1914 году. Причина заключалась в том, что ,заказанные в Германии вагоны не были поставлены в срок, и городские власти безуспешно пытались пересказать вагоны уже в России, на Коломенском заводе. В то же время шла Первая мировая война и завод был и без того  перегружен заказами, более приоритетными для обороны страны. Затем случилась революция. Временное правительство издало акт о строительстве трамвайной линии к СХИ, но Октябрьская революция, а затем и Гражданская война отодвинули  появление трамвая еще  на 10 лет.

С оркестром, при скоплении всего города, в присутствии известного корреспондента Ильи Ильфа открывается воронежский трамвай. Четыре новеньких вагона знаменуют собой начало новой эры в развитии города. Считается, что именно этот момент описан в романе «12 стульев» как запуск старгородского трамвая. Затем последовали 15 лет бурного развития. Наступил 1941 год – снова война.

Движение трамвая приостанавливалось в течение 1942-1943 гг., что было связано с захватом города интервентами. Спустя несколько месяцев после освобождения города от захватчиков трамвайные пути были восстановлены, и, что особенно важно: на восстановление трамвайной системы работал каждый трудоспособный воронежец. Восстановленный трамвай активно развивается. Первые годы в городе работали две системы – на левом и правом берегу. С открытием Вогрэсовского моста они соединяются. К началу 1960-х гг. новый тренд – троллейбус. Трамвай уходит с проспекта Революции, площади Ленина, но развитие продолжается – строятся новые линии, появляются вагоны. В 1970-е гг. Воронеж начинает переходить на современные вагоны чехословацкого производства Tatra T3. Десятилетие спустя ими будет полностью укомплектованы два трамвайных депо из трех.

Кстати, последнее трамвайное депо №3 (ул. Кривошеина, 13) построено относительно недавно – в 1980-е гг. Как и Северный мост, верхний ярус которого полностью отдан под трамвайную линию. Эти два объекта инфраструктуры стали последними, открытыми к 400 летнему юбилею Воронежа.

Затем – трудный период 1990-х гг. Дефицит бюджета, разорванные хозяйственные связи со странами СЭВ (где произведены большинство воронежских Татр), люди, которые не в состоянии оплачивать свои счета. Было трудно. Но прошли и этот период - к началу 2000-х гг. воронежский трамвай сохранил всю инфраструктуру, и был одной из крупнейших систем трамвая в стране.

Двухтысячные. Начинается развал хозяйства. На место трамвая приходят частные перевозчики. Трамвайные депо продаются за суммы, не имеющие отношения к их рыночной стоимости, рельсы демонтируют, вагоны утилизируют. Советского задела хватило на 8 лет. Но в 2009 году трамвайное движение прекратилось.

Закрывали движение тоже 4 вагона, как и в 1926 году. 14 апреля в районе 19:30 вечера в ворота трамвайного депо заехал вагон №400. Так закончилась эпоха в истории города, длиной 83 года.

В 2005 году воронежский студент-физик Антон Буслов собрал небольшое сообщество энтузиастов. Они пытались сохранить трамвай, и образовали комитет «Воронежцы за трамвай». В 2009 году вместе с аналогичными организациями Москвы и Петербурга воронежцы учредили межрегиональную общественную организацию «Город и транспорт». С декабря 2012 году работает воронежское отделение Города и транспорта. 

"Город и транспорт" – организатор фотовыставки. Представленные на выставке фотографии сделаны в течение 2009 года и ранее не публиковались. Мы хотим показать, что происходило накануне и после закрытия трамвайного движения. Какими были последние вагоны, депо, трамвайное хозяйство и город. Эта выставка – повод задуматься об истории города.

Куратор выставкиАндрей Фурсов. Автор двух книг об истории Воронежа, основатель воронежского отделения Города и транспорта. В настоящее время аспирант Высшей школы экономики, работает в сфере городского консалтинга.