Оно вам надо? Архитектурные конкурсы — участвовать или нет

История конкурсной практики в архитектуре насчитывает даже не десятилетия, а века. И все это время ведутся активные дискуссии — стоит ли овчинка выделки? Даже не в плане нужны конкурсы или не нужны: на эту тему всегда приятно поспорить. Гораздо более сложный выбор — участвовать ли в них конкретному бюро. В связи с тем, что в России за последние годы количество конкурсов резко выросло, этот вопрос стал особенно актуальным. archspeech проанализировал накопленный опыт и разносторонние мнения — и сегодня предлагаем вам подробный отчет обо всех аргументах и контраргументах.

Аргумент: Конкурсы прибыльны для заказчиков, но убыточны для архитекторов

Это действительно так. Даже если победа в конкурсе приведет к реализации, ваши затраты (а ведь ваше рабочее время чего-то да стоит?) будут несоизмеримо выше, чем полученный в итоге гонорар. Конкурсы — это всегда работа на перспективу, хотя порой и весьма туманную. В то время как заказчику — сплошные плюсы и экономия: сразу несколько бесплатных концепций или проектов (или же полученных по изначально заниженной стоимости).

Контраргумент: Если вы занимаетесь бизнесом, чтобы делать деньги, то архитектура, вероятно, не для вас

Вы часто встречаете имена архитекторов в списке Forbes? Вот и мы — нет. И каждому здравомыслящему человеку очевидно, что в рейтинге самых прибыльных бизнесов архитектура даже не ТОП-10. Если перебрать десятки ответов на вопрос, почему тот или иной архитектор выбрал именно эту профессию, вы встретите массу вариантов. И про помощь людям, и про радость созидания, и про любовь к прекрасному. Но ни одного — про личную материальную выгоду.

В конце концов, где, как не конкурсах у вас будет шанс проявить всю свою фантазию, не будучи ограниченным бюджетом и прочими техническими параметрами? Если вы молоды — то это отличный старт, а если только что сделали «рабочку» на несколько тысяч квадратных метров — вам просто необходима творческая встряска. Нельзя позволять себе увязнуть в рутине — иначе кроме «рабочки» вам больше ничего и не светит.

Что касается понижения статуса профессии (архитекторы, оказывается, готовы работать бесплатно!), то может быть и совсем наоборот. Вокруг громких конкурсов устраиваются выставки и общественные дискуссии, на которых у архитекторов есть возможность продемонстрировать значимость и важность своей работы, глубину анализа и ответственность подхода.

 

Аргумент: На открытые конкурсы присылают слишком много работ. Жюри просто не в состоянии вникнуть в каждую из них, и выбор победителя случаен и необъективен.

Напомним, что есть так называемые закрытые конкурсы, в которые инвестор-заказчик приглашает участников адресно. Обычно это уже зарекомендовавшие себя на рынке архитектурные бюро, и их работа — независимо от результата — в той или иной степени оплачивается. В открытых конкурсах ситуация иная: принимать участие могут все желающие, а денежная награда в лучшем случае ожидает лишь финалистов. Нередко главным призом выступает договор на реализацию (или даже просто возможность его заключения), то есть победителем выходит только один из многих.

Любопытно, что очень многие, говорят о проблемах открытых состязаний, вспоминают конкурс на проект музея Гуггенхайма в Хельсинки, на который было подано рекордное количество заявок — 1715. И после мучительного выбора сначала 6 финалистов, а потом одного-единственного победителя, есть шанс, что музей не то чтобы не будет построен по проекту, занявшему первое место, но не появится вообще.

Что ж, такая проблема и впрямь существует. Однако, когда речь идет о статусных конкурсах, то они почти всегда размещают на веб-ресурсах абсолютно все заявочные проекты. Если ваша работа объективно хороша — ее наверняка заметят и отметят, пусть даже это будут не члены жюри. А если в вашем портфолио уже достаточное количество проектов, то можем порекомендовать принимать участие в конкурсах с несколькими этапами, где для первого достаточно просто портфолио. До этапа с проектами дойдут лишь избранные команды, и у жюри, скорее всего, будет время подробно изучить их труды.

Контраргумент: Абсолютно любой конкурс — в большей степени лотерея, чем объективная оценка участников. Даже если их число ограничено

В действительно же лучше сразу смириться с тем, что результат конкурса — дело случая. Пусть участников не 1000, а 10 — это неважно. Слишком много влияющих факторов — начиная с компетенций и мировоззрений членов жюри и заканчивая ожиданиями заказчика (которые могут оказаться тайной для него самого).

Например, жюри может выбрать проект, впечатлившись инновационностью идеи или подачи, — а потом заказчик, все взвесив, решит, что реализация проекта неоправданно дорогая, и выберет другой конкурсный проект (или просто по-тихому закажет новый на стороне).

Бывает, что до этого не доходит, и еще на этапе голосования заказчик честно говорит: «Да, мы хотели новых и свежих идей, да, ребята молодцы и всем спасибо, но надо выбирать все же не самое новое и свежее, а то, что мы сможем в итоге за недорого построить». В таких случаях тоже остается неприятный осадок и результаты вызывают всеобщее разочарование, возникают толки о предопределенности решения и продажности жюри. Иногда небезосновательно — но причины могут быть и гораздо более прозаическими.

Некоторые бюро, обретя такой негативный опыт, зарекаются от участия в открытых конкурсах и выбирают исключительно закрытые.

Однако и такой подход не панацея, и правила «лотереи» продолжают действовать. Хорошо, конечно, что вам заплатят в любом случае. Но обычно эти суммы не покрывают всех расходов: даже если считать, что работа архитектора бесплатна (что неверно), придется потратиться на презентационные материалы, макеты, видеоролики и т.п. И заказчику по-прежнему ничто не помешает разориться или передумать — и не построить ничего. При таком отсутствии результата — и при все равно затраченных усилиях — открытые конкурсы могут оказаться даже выгоднее: они часто широко освещаются в прессе и вызывают значительно больший общественный резонанс.

 

Аргумент: Открытые конкурсы — вообще не про реализацию: чаще всего это конкурсы идей

С этим опять-таки сложно спорить. Правда, обычно это ни для кого и не сюрприз: в условиях конкурса указано явным образом, что победившая концепция станет лишь основой для дальнейших проектных решений. Так что, если вам важна хотя бы призрачная перспектива реализации, тщательно все взвесьте, прежде чем участвовать.

К сожалению, не застрахован никто: надо быть готовым к развитию событий не в свою пользу даже участникам масштабных и, в общем-то, серьезных конкурсов — тех, что связаны с мастер-планированием, перепрограммированием и развитием. Из-за того, что любой такой проект затрагивает сложные и обширные по площади участки и предполагает большое количество этапов, солидные бюджеты и исчисляемые годами сроки, в своем оригинальном виде он почти никогда не реализуется.

Контраргумент: В конкурсах идей главное не победа (реализация), а участие

Впрочем, многих вероятная «нереализуемость» не останавливает, и само участие в таких конкурсах, как концепция развития набережной Москвы-реки или прибрежных территорий острова Кабан в Казани, считается статусным, престижным и вообще — полезным упражнением, позволяющим погрузиться в интересную и актуальную тему.

Ведь конкурсы зачастую носят социальный или же узконаправленный характер: проектирование убежищ для жертв землетрясений или лагерей для беженцев, дизайн в условиях вечной мерзлоты — или атмосферы Марса. Подобные темы требуют междисциплинарных исследований, связанных с физикой, биологией, историей, химией, социологией — прекрасный повод для саморазвития! И способ постоянно оставаться «в струе» современных тенденций и методологических подходов.

Летающие купола Ричарда Бакминстера Фуллера, вертикальные города Эль Лисицкого — многие имиджевые проекты, которые никто и никогда даже не пытался реализовать, мы до сих пор помним и изучаем наравне с великими архитектурными постройками. Потому что идеи — особенно идеи, предвосхищающие будущее, — имеют не меньшую ценность. И не лучшая ли это компенсация и награда?

 

Аргумент: Конкурсы — бесполезная трата не только денег, но и времени. Есть масса других способов потратить его гораздо более эффективно.

Такая позиция небезосновательна — особенно ее вторая часть. Если посчастливится быстро найти «своего» заказчика, с которым установится взаимопонимание и сложится плодотворное сотрудничество, то это может сработать гораздо «ударнее». «Сарафанное радио» никто не отменял, и инвесторы-застройщики, по большому счету, доверяют мнению друг друга больше, чем суждению «всяких там архитектурных критиков», которые заседают в конкурсных жюри. Между идеей и реализацией пролегает настоящая пропасть проблем, и «практики» всегда будут отдавать предпочтение тем, кто хотя бы раз эту пропасть преодолел.

Контраргумент: Бонусы от участия в конкурсах могут быть значительно более важными, чем даже от одной конкретной реализации

Теперь давайте представим, что вы — молодое креативное бюро, ищущее способ о себе заявить, а случай с получением реального заказа никак не представится. Понятно, что есть немало других стратегий, о которых мы уже говорили, — в том числе о большом потенциале самопродвижения через интернет. Но, по единодушному мнению профессионалов, эффективность конкурсов как пресловутых «социальных лифтов» по-прежнему вне конкуренции, простите за тавтологию. Чем сидеть и «креативить в стол», всегда лучше украсить свое портфолио ярким проектом «по поводу». И не так важно, что вы не победите или не войдете в шорт-лист — вам уже будет, что показать потенциальному заказчику. Потому что заказчик всегда есть и у конкурса, равно как и техническое задание. Поэтому работа над конкурсным проектом — отличная «тренировка» для архитектора.

Начинающим «конкурсантам» совет может быть таким: не бросаться на первый попавшийся открытый конкурс идей без необходимости денежного взноса (за рубежом очень многие молодежные соревнования платные), а выбрать объект, который был бы вам и интересен, и потенциально перспективен. То есть если, к примеру, вы знаете о потребности рынка в проектах благоустройства (как сейчас в Москве) или реконструкций памятников модернизма — и чувствуете в себе силы работать в этой области — ищите конкурс на подобную тему. Приобретете полезный опыт и, вполне вероятно, заработаете репутацию в среде потенциальных заказчиков — даже если не выиграете. О реальной истории такого толка нам рассказывал, например, Сергей Труханов из бюро T+T Architects.

Кроме того, готовя рубрику «Перспективный план», мы уже не раз слышали, как то иное бюро образовалось в результате работы над конкурсным проектом. У конкурса обычно есть жесткие сроки, архитектор вынужден искать себе партнеров — и такое удачно сложившееся сотрудничество может потом продолжаться годами (как в случае с бюро Kleinewelt Architeckten).

Кстати, тест «парня в конкурс тяни — рискни» подходит и для сотрудников существующего большого бюро. Стрессовые условия, в которые ставит работа над конкурсным проектом, отлично выявляет связи между сотрудниками и показывает, кто чего стоит по одиночке и в команде.

Это еще и повод усовершенствовать технические навыки: быть может, именно конкурс подвигнет вас наконец добраться до той любопытной графической программы, которую вы давно хотели освоить, и опробовать технологии презентации проекта, подсмотренные на последней конференции. По ссылке несколько ресурсов, которые вам помогут в этом начинании.

Наконец, конкурсы — шанс поработать в больших консорциумах, в том числе международных. А это и новые связи, и полезный профессиональный опыт (у иностранных архитектурных бюро во многом есть, чему поучиться), и значимая графа в вашем резюме: многие российские застройщики по-прежнему любят продвигать проекты «от зарубежных звезд». Однако, кто бы ни был автором эскиза для красивого пресс-релиза, по факту проектированием занимаются российские компании. И инвесторы ищут для этих целей те бюро, которые уже работали с иностранцами.

То есть можно говорить и о том, что конкурсы помогают обеспечить «преемственность поколений». Даже внутри одного, достаточно крупного бюро это нормальная практика: над конкурсными проектами работают не руководители, которые, грубо говоря, уже «наигрались», а набирается команда из самых молодых. По сравнению с прочей молодежью среди конкурсантов у них значительное преимущество: солидное портфолио родной компании. И, конечно же, чуткое руководство более опытных коллег в процессе — подобный экспресс-воркшоп по объему полученных знаний и навыков может запросто заменить год «обычной» стажировки.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Как видите, однозначного ответа на вопрос, участвовать ли в конкурсах, нет и не может быть. Взвесить все приведенные «за» и «против» в контексте конкретного архитектурного состязания и вашей профессиональной ситуации вам придется самостоятельно. Но так или иначе, залог успеха в профессии архитектора — как и в любой другой — быть отличным специалистом.

 

Источник статьи