Главный архитектор. Миссия – делать город комфортнее!

В рамках форума «ЗодчествоVRN 2017» состоялось пленарное заседание на тему «Главный архитектор». В нем приняли участие Виталий Шабалатов, заместитель председателя правительства Воронежской области, Марина Ракова, руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, Александр Гусев, глава городского округа город Воронеж, Александр Кузьмин, президент РААСН, председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России, Олег Рыбин, вице-президент Союза архитекторов России, Сергей Кангро, главный архитектор Ульяновской области, Юрий Кармазин, профессор, доктор архитектуры ВГТУ, Людмила Подшивалова, руководитель управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Задавая тон дискуссии о том, кто же такой главный архитектор и какова его роль в обществе, Наталия Климова, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов и городов России, напомнила, что в Законе РФ №169 «Об архитектурной деятельности», в ст.22 говорится: «строительство возглавляет главный архитектор, который избирается». В нашей области такая процедура избрания главного архитектора региона до его утверждения была соблюдена в полном соответствии с законодательством. И в этом заслуга, прежде всего, губернатора области А.В. Гордеева, которому даже не понадобились в этом плане рекомендации Президента страны В.В. Путина по итогам работы Государственного совета по строительству (май 2016 года) о переподчинении этой должности напрямую руководителям регионов. Рассматривая функции главного архитектора, как субъекта, так и муниципалитета, Н. Климова отметила, что, прежде всего, должно быть четко сформулировано его право на принятие решений. Причем эти права должны быть широкими, в первую очередь, по линии профессиональной компетенции, ведь архитектор находится в зоне творческой деятельности и уж никак не предпринимательской. Только тогда можно спрашивать с него за выполнение поставленных задач, требующих высокой ответственности.

Как же выстраиваются в регионах страны структуры главных архитекторов? По словам Н. Климовой, из 72 регионов, которые предоставили информацию, в прямом подчинении у губернаторов находятся главные архитекторы 50 областей. Во многих субъектах их должности звучат так: руководители управлений архитектуры и градостроительства — главные архитекторы. Есть города¸ в которых главные архитекторы являются заместителями руководителей данных структур. В некоторых муниципальных образованиях главные архитекторы являются заместителями глав. Причем в последнее время наблюдается такая тенденция: руководящие посты в сфере архитектуры все больше занимают люди с юридическим образованием (правда, архитекторы, в свою очередь, тоже должны разбираться в управленческих вопросах и вопросах права). Хорошо это или плохо? И каким образом такая тенденция может отразиться на качестве общественной среды?

На эти вопросы модератора Александр Кузьмин ответил так: «Если вопросы территориального планирования и планировки территории - в руках юриста, а главному архитектору достаются только фасады, причем он заранее получает объемы, совершенно неосмысленные с точки зрения жизнедеятельности на этой территории, — это плохо. В введении главного архитектора однозначно должны находиться вопросы территориального планирования - это первое, чем он должен заниматься. И если данная работа будет осуществляться «сверху вниз», то есть, условно говоря, генеральный план Воронежа станет разрабатываться не только городской, но и областной структурой, результат от этого – только положительный. В таком случае будут увязаны воедино все нюансы, касающиеся этой сферы.. Обязательно в поле зрения главного архитектора должны находиться и вопросы планировки территории. И третья важная функция – он обязательно должен выступать дирижером при освоении крупных территорий и ни в коем случае не заниматься проектированием отдельных зданий. Он не должен подменять собой творцов». Александр Кузьмин привел пример: сегодня главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выступает в роли дирижера при застройке территории бывшего ЗИЛа, где принимает участие большое количество архитекторов. Президент РААСН в свое время «дирижировал на Ходынке». И еще одну немаловажную функцию главного архитектора сформулировал он: «находить в себе мужество говорить «нет» «наверх» и «да» «вниз», поскольку этого слова ждет общественность.

Мнение Александра Кузьмина в отношении позиции главного архитектора поддержал и Николай Шумаков. О том, насколько сложно бывает сегодня ведущим зодчим регионов и муниципалитетов воспрепятствовать решениям «сильных мира сего», многие знакомы не понаслышке. Причем зачастую эти решения в отношении мощных градостроительных узлов выносятся на утверждение градостроительного совета, и уже ни главный архитектор, ни представители этого совета не могут ничего изменить. Если говорить о Законе РФ «Об архитектурной деятельности», то он практически сегодня не работает. Николай Иванович сообщил о том, что сегодня РААСН, Союз архитекторов России и НОПРИЗ пытаются выпустить концу года продукт, направленный на правовое регулирование в сфере архитектурной деятельности. А пока преобладает так называемое «ручное управление», которое уже не раз приводило к негативным ситуациям. Вот с ним-то и надо бороться. В этом заинтересован как Союз архитекторов России, так и его отделения в субъектах.

От вопросов общего характера Марина Ракова перешла к частному, напомнив о том, что цель дискуссии – не просто поговорить о проблемах, но и посоветоваться по поводу реформирования архитектурно-градостроительного блока администрации городского округа город Воронеж. Она представила некую модель будущей структуры, которая была разработана в ответ на предложение мэра Александра Гусева поразмышлять над возможными ее вариантами. В основе модели, и руководитель управления архитектуры и градостроительства области придерживается этой позиции, - предоставление архитектурно-строительному блоку компетенции по решению широкого спектра вопросов (от планирования территории до ввода объекта в эксплуатацию). Марина Ракова подчеркнула: несмотря на то, что данная модель обсуждалась представителями и Воронежской областной организации Союза архитекторов (ВООСА) России, и Союза строителей области, и сотрудниками действующего УГА, все же окончательное решение в выборе варианта - за главой города.

Каково сегодняшнее положение структуры УГА в органах управления городом? Как известно, оно напрямую подчиняется мэру и имеет лишь косвенную связь с вице-мэром по градостроительству, который, в свою очередь, также напрямую подчиняется главе. У заместителя мэра в подчинении две структуры - управление строительной политики и отдел выдачи разрешительной документации. В структуре УГА имеется руководитель и три его заместителя: один по правовым вопросам, второй - по достаточно многогранному кругу вопросов, связанных с содержанием городских инженерных сетей, разработкой и реализацией дизайн-регламента городской среды, в компетенции третьего заместителя - вопросы градостроительной деятельности. Есть и подведомственная организация — МКП «Управление главного архитектора». Что касается архитектурной деятельности, то она не выделена в данной структуре в конкретный отдел и не представлена в компетенции имеющихся отделов, - подчеркнула М. Ракова. - Следует также отметить, что в управах шести районов Воронежа есть свои архитекторы. Это тоже серьезная команда в управленческой структуре главного архитектора, хотя фактически их связи сегодня не работают. Районные архитекторы в большей степени вовлечены в вопросы благоустройства и наведения санитарного порядка на территории управ. Что целесообразно было бы изменить в структуре блока? На наш взгляд, было бы логично, если бы ответственность за подготовку всей документации – от разработки генплана и до выдачи разрешений на строительство - несло одно ведомство. Поэтому мы предлагаем передать отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства в блок УГА. Руководитель управления уже назначен, есть претенденты на должность главного архитектора.

Есть предложения и по изменению внешней структуры управления. Во-первых, это переименование организации в управление архитектуры и градостроительства, безусловно, с сохранением прямого подчинения мэру и сохранением должности руководителя управления для общей координации деятельности ведомства. Само управление предлагается разделить на три блока: градостроительный, архитектурный, возглавляемый главным архитектором, и правовой. Распределение полномочий между руководящим составом будет выглядеть следующим образом. В сфере ответственности главного архитектора - архитектурная деятельность, организация и сопровождение архитектурных и градостроительных советов, архитектурных конкурсов, работа медиа и взаимодействие с градостроительным блоком. Мы также считаем необходимым ввести должность главного художника. В его компетенции будут вопросы реализации дизайн-регламента, оформления стационарных объектов торговли, благоустройства городской территории. Заместитель руководителя управления по градостроительной деятельности будет курировать вопросы формирования земельных участков, соблюдения нормативов в градостроительной сфере и т.д. Кроме того, предлагаем ввести должность главного инженера. За ним - сопровождение сетей коммуникаций и решение правовых вопросов, связанных с этой сферой. Полномочия по частному сектору М. Ракова предложила передать на уровень управ районов города, поскольку именно к ним привыкли обращаться жители. К тому же районные структуры в состоянии решить их вопросы. Руководитель областного управления говорила также о необходимости налаживания прямого взаимодействия между управлением главного архитектора Воронежа и архитекторами управ районов. Что касается других предложений по оптимизации структуры архитектурно-строительного блока города, озвученных руководителем областного управления, то они таковы. Возможно закрепление полномочий заместителя мэра по градостроительству за должностью заместителя главы городского округа по строительству. Управление строительной политики (рассматривается такой вариант) целесообразно передать в блок первого заместителя мэра по городскому хозяйству. Что касается должности главного архитектора – в какой структуре ему находиться – окончательное решение, и Марина Ракова это подчеркнула, также остается за мэром.

Одновременно в ключе обсуждения и конкретного предложения прозвучало выступление Юрия Кармазина, профессора, доктора архитектуры ВГТУ, члена правления ВООСА, который выразил мнение Воронежской областной организации Союза архитекторов России по поводу внесения изменений в структуру архитектурно-градостроительного блока, инициированного мэром Воронежа. Как считают ведущие архитекторы, необходимо разделить полномочия главного архитектора города и руководителя управления главного архитектора. «Назначение главного архитектора на должность заместителя руководителя управления по архитектуре и градостроительству , по-другому «превращение его в заместителя по фасадам», нецелесообразно, поскольку в таком случае он не сможет полностью владеть всей градостроительной ситуацией в столице Черноземья, - выразил свою точку зрения доктор архитектуры. - Об этом свидетельствует опыт и совершенные кадровые ошибки в структуре Москомархитектуры». Ю.Кармазин напомнил о том, что Александром Гусевым в ходе недавно состоявшейся встречи с активом ВООСА России была высказана мысль о том, что главный архитектор города может выступать на правах вице-мэра по архитектуре и градостроительству. Управление главного архитектора в таком случае становится подведомственным ему учреждением. Такое решение, по мнению выступающего, было бы логичным. В свою очередь, правление ВООСА России предлагает на эту должность кандидатуру архитектора Константина Кузнецова – молодого, инициативного специалиста, имеющего опыт творческой (имеется ряд реализованных проектов) и управленческой работы. Смысл другого предложения заключается в том, чтобы создать в структуре управления отдельное подразделение по «управлению архсоветом», в котором главному архитектору отводилась бы роль председателя.

Подводя своеобразный итог высказанным предложениям, мэр города Александр Гусев отметил, что на сегодняшний день уже сделаны некоторые шаги в реформировании архитектурно-строительного блока администрации городского округа город Воронеж. Исполняющим обязанности руководителя управления главного архитектора города назначена Л.А. Подшивалова, проходит процедуру назначения на должность руководителя МКП «Управление главного архитектора» Ю.В. Шалыгина. Нерешенным остается пока вопрос с назначением на должность заместителя мэра по градостроительству, однако в течение недели, как пообещал А. Гусев, эта вакансия будет закрыта.
Что касается структуры управления главного архитектора, то, по мнению главы города, не стоит ограничиваться предложенными вариантами, необходимо будет рассмотреть еще несколько схем. Как считает Александр Викторович, следует сохранить должность заместителя мэра Воронежа по строительной политике, поскольку сегодня в этой сфере имеется большой круг вопросов, связанных и с освоением новых территорий под строительство, и реновацией застроенных, которые необходимо будет решать человеку, имеющему определенный статус и полномочия. Что касается должности главного архитектора Воронежа, то Александр Гусев рассматривает ее «как должность заместителя главы города, не совмещенную с должностью руководителя управления архитектуры и градостроительства».

… Тема, заявленная в повестке дня форума – сложная и многогранная. Актуальная во все времена. В нынешнее – особенно. И сегодняшний разговор на «Зодчестве 2017», как сказал Сергей Кангро, главный архитектор Ульяновской области, - это попытка понять те кризисные явления, которые происходят сейчас в обществе и найти верный выход из сложившейся ситуации, когда творчество нередко подменяется коммерческой выгодой, а на архитектора нередко давит административный ресурс.

Если же говорить о фигуре Главного архитектора, то этот человек, прежде всего, творец. Он является, по верному определению Виталия Шабалатова, заместителя председателя правительства Воронежской области, носителем культуры определенной социально-экономической формации, в которой живет. «Сегодня пришло время, когда архитектура должна определять политику в строительстве, для того чтобы обеспечить комфортное и качественное формирование пространства. – сказал он. – В таком случае обязательно должно быть налажено четкое правовое регулирование. И одновременно - работать общественность: и Воронежская областная организация Союза архитекторов России, и Союз строителей Воронежской области, и другие объединения, способные поднять проблемные вопросы» По мнению Виталия Шабалатова, необходимо создать институт, способный обеспечить максимальную прозрачность рассматриваемой сферы, и тогда многие, кто приходят в органы власти, руководствуясь соблазном воспользоваться административным ресурсом, просто-напросто уйдут.

 

Что касается структуры управления, то заместитель председателя правительства области согласился с мнением Марины Раковой о том, что главный архитектор может быть заместителем руководителя управления или возглавлять отдельное самостоятельное звено. В любом случае, это человек творческий и ему нужно создать условия, для того чтобы он мог в полной мере раскрыть палитру своих возможностей и сделать наш город комфортнее и краше.

 

 Источник: газета "Строительство и недвижимость в Воронежском регионе" Фото: ©"Парадный квартал", Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.