Касба Хаус: в поисках истины формы и конструктивизма
Проект: Factory Jaffa House
Местоположение: Тель-Авив, Яффа (Израиль)
Архитекторы: Pitsou Kedem Architects (Israel)
Общая площадь помещений: 180 кв.м.
Дизайн и постройка: (XVII в.) - 2013 г.
Назначение: частная резиденция
Фото: Amit Geron
Яффа - один из дрейвнеших постоянно населенных городов мира, основанный, предположительно, ещё в 18 веке до н.э. Согласно легендам, именно здесь Персей освободил Андромеду, начал свой путь пророк Иона, а апостолу Петру явилось его видение. На протяжении многих веков Яффа служил одновременно и городом-крепостью и культурным, политическим и торговым центром, а потому всегда был объектом для завоевателей - от египетских фараонов, римских императоров и крестоносцев до Наполеона Бонапарта. Долгие годы Яффа - один из главных портов древнего Израиля, куда приходили корабли с паломниками, направлявшимися в Иерусалим.
В 1950 году Яффа территориально был присоединен к Тель-Авиву, став одним из его муниципальных районов. В 60-е годы прошлого века после публичных дискуссий о сносе Яффы, как "морально устаревшего" района с покидающим его населением, прежде всего из-за санитарно-технического состояния и строительстве на его месте новых кварталов Тель-Авива, было принято решение о полной его реставрации и создании в Яффе "квартала художников".
Вскрывая слой за слоем, археологи открывали все новые и новые артефакты времен египетского и арабского правления, библейского периода и французских завоевателей Яффы, каждый из которых тщательно восстанавливался и реконструировался. Яффа в настоящее время - это место где смешались практически все стилевые культуры человечества за многие века. Ныне, историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр, где сосредоточены музеи археологических раскопок и галереи, рестораны и арт-салоны. Население Яффы за эти годы тоже "качественно" изменилось: если ранее большую его часть составляли мигранты и беженцы от палестино-израильского конфликта, то сейчас это художники, музыканты, скульпторы, люди творческих специальностей, как, в принципе, и было задумано пятьдесят с лишним лет назад.
История здания, расположенного на западном склоне Касба начинается, по мнению архитекторов студии Pitsou Kedem, работавших над этим проектом, ещё в 17-м веке, когда Яффа была населена переселенцами. Свидетельством этого могут служить строительные технологии, характерные для тех времен - каменные арки и своды. Сейчас уже трудно трудно решить, по мнению экспертов, было ли это первоначально одно здание или это сооружение, к которому с течением времени были добавлены другие "надстройки": никакой документации на момент производства работ обнаружено не было.
Вход в здание, расположен на углу двух переулков, ведущих от Яффа Харбор к нижней аллее. Железная дверь сохраняет пропорции оригинального входа, совместно и разреженными окнами, выполнявщими в те времена ещё и защитную функцию вызывает ощущение, что мы входим в обособленное пространство.
Внутреннее пространство как бы едино и одновременно разделено на несколько частей - общая гостиная под сводчатым потолком может быть использована и в качестве дополнительной комнаты для гостей за счет стеклянных панелей. Здесь же рабочая зона, столовая-кухня-галерея и гостевой санузел.
Лестница с перилами в виде вертикальных стальных тросов, протянутых через все три этажа этажа здания выполнена в виде ступеней "вмурованных" в заново залитую бетонную стену, с необработанной фактурой грубой деревянной опалубки. Эта стена - единственное архитектурное "вмешательство" в этом сооружении.
Всё остальное, по замыслу архитекторов - "заморожено во времени" и не претепрело никаких изменений. Более того, были удалены элементы, появившиеся в последние годы, в частности - деревянные элементы западного фасада и бетонные блоки закрывавшие вид на море, открывающегося со стороны кухни-галереи, а также удалены многочисленные слои штукатурки со всех стен и потолков, наслоенные за многие годы на оригинальный строительный камень.
Процесс архитектурной, почти археологической "очистки" здания позволил подчеркнуть оригинальную конструкцию в своём "исходном" состоянии, а применение современных материалов - металла, стекла, бетона и стальных тросов, лишь подчеркивают эстетическую связь прошлого и настоящего, своего рода бесконечность времени и пространства.