Марта Торн: «Вам придется потратить много лет, просто чтобы стать обычным архитектором»

Марта, у Вас большой опыт работы по всему миру, видите ли Вы разницу между традициями преподавания архитектуры и студентами, молодыми специалистами в разных странах?

Во всем мире перед молодыми архитекторами стоит множество проблем и вызовов. И я хочу сказать им, что архитектура — медленная профессия. Вам придется потратить много лет, просто чтобы стать обычным архитектором. Если же мы говорим о знаменитых зданиях, которые вдохновляют и восхищают нас — это почти всегда «взрослая» архитектура, произведения зрелых архитекторов.

Природа архитектуры такова, что она требует определенного уровня зрелости, поэтому обычно молодежь в силу объективных причин не способна спроектировать здание сразу после выпуска. Вам потребуется терпение и умение учиться у коллег.

Что касается образования, то очевидно, что в разных странах мы видим к нему разный подход. В странах Азии, например, в Японии — более традиционный, в Испании делают большую ставку на технические предметы, в Великобритании и США — меньше ориентированы на технику и больше на дизайн. Это очень хорошо, что мировая палитра полна разных красок, но есть одна вещь, в которой я абсолютно уверена, на которой я настаиваю. Архитектура — это не только искусство, не только технологии или супер-идея одного-единственного гения, которая озарила его.

В первую очередь, архитектура — это создание среды для людей, для общества, и не только на сегодня, но и в будущем. Поэтому я очень скептически отношусь к людям, которые говорят — это моя идея и мне все равно, что думают другие. Так может сказать художник или музыкант, который играет для себя, но не тот, кто создает нечто, что долгие годы будет влиять на жизни множества людей. Архитектор должен нести ответственность за свою работу. И несмотря на то, что в разных странах разные способы обучения, в единственном я уверена — архитектура — это социальная профессия, и архитектурное образование должно внушить молодым архитекторам их ответственность перед обществом.

Как воспитать эту ответственность в молодых людях и научить их определенному профессиональному бескорыстию, умению видеть и слышать других, делиться своими идеями?

Вы знаете, я очень оптимистично отношусь именно к этому аспекту обучения, потому что в разных странах, в разных университетах и компаниях сегодня уделяется много внимания совместной работе и это отличная возможность для молодых специалистов научится работать в команде. Современная практика намного более разнообразна и менее централизована, чем 10-20 лет назад. Если раньше у нас всегда была четкая структура «1 лидер — 1 концепция», а остальные занимались только проработкой деталей «великой идеи» то сейчас часто разные члены команды отвечают за различные крупные направления решения поставленной задачи. Мир стал более сложным, более разнообразным и мы вынуждены использовать коллективное мышление, коллективный опыт, постоянно обмениваться знаниями. Архитектуре приходится идти по пути сотрудничества, где вклад каждого члена команды вне зависимости от возраста и позиции становится конкурентным преимуществом всего проекта. Это хорошо для молодых ребят, потому что в этой ситуации им нужно анализировать все больше и больше, им приходится постоянно спрашивать себя: что я делаю?

Я видела хороший пример взаимодействия внутри компании в Чикаго — в офисе Кэрол Росс Барни. Когда они начинают работать над новым проектом, вся команда делится на 3 группы, каждая из которых предлагает какую-то свою идею. Потом они меняются, чтобы другая группа прорабатывала чужую идею. Это очень правильный месседж, который важно услышать молодым архитекторам — архитектура не принадлежит архитектору — она принадлежит обществу.

Какой Вы видите архитектуру сегодня и какой она должна быть?

Мы живем в эпоху глобализации и это очень интересно, но, к сожалению, во многих странах сегодня мы видим схожие здания. Но я считаю, что архитектура должна быть отражением местных климатических, культурных, социальных, исторических особенностей. Конечно, не нужно возвращаться в прошлое и лелеять свои местечковые особенности, но архитектор должен базироваться на собственной культурной почве и передавать традиции следующим поколениям.

В современном мире постоянно появляются новые материалы, способы проектирования, программы визуализации и т.д. — как архитектору все время быть в курсе этих изменений? Нужно ли ему дополнительное обучение?

Архитекторы, как и представители многих других профессий, должны заниматься непрерывным обучением. Сегодня они могут делать это онлайн и действительно, навыки работы с компьютером, новые программы и инструменты можно освоить многими доступными способами.

Но архитектурные институты должны научить студентов самому важному — любопытству, умению ставить под сомнение все, что вы делаете, создавать новое и обмениваться знаниями.

Кроме того, я считаю, что школы должны находиться в постоянном контакте с профессиональными архитекторами и промышленными производствами. Это подход, который позволит архитектуре развиваться во всем мире. В своей школе, IE School of Architecture and Design, мы пытаемся расширить определение «архитектор», уделяя много внимания коммуникативным дисциплинам, а также основам менеджмента и экономики, умению руководить, презентовать свои работы и отвечать на критику. Но главное с моей точки зрения — мы учим студентов критически относится к себе и к поставленной задаче. Зачем мы строим? Для кого? Действительно ли здесь нужна библиотека? Кто будет в нее ходить? Это профессиональное любопытство поможет им стать хорошими архитекторами. Овладеть новыми навыками и знаниями новых технологий — очень важно, без этого будет сложно войти в число лучших, но без базового понимания, умения слушать и задавать вопросы, не сможет состояться ни один архитектор.


Кроме обучения в Лондонской школе экономики, Марта Торн имеет степень магистра городского планирования в Университете Пенсильвании и степень бакалавра искусств в Университете штата Нью-Йорк в Буффало.

С 2005 года Марта Торн работает исполнительным директором Притцкеровской премии. Почему архитектуре так важны популярные награды, по лекции Марты мы разбирались в материале «Главные архитектурные премии мира».

Источник статьи