Доктор архитектуры Юрий Кармазин: "Необходимо разграничить полномочия таким образом, чтобы дать возможность главному архитектору города исполнять свои прямые функции..."

     С начала нынешнего года воронежская общественность и особенно профессиональная среда обсуждают, прогнозируют и полемизируют на тему возможной кандидатуры главного архитектора областного центра по сути, а по должностной номенклатуре - руководителя управления главного архитектора городского округа г. Воронеж. Практически каждое СМИ региона и сетевое сообщество уже неоднократно выдавали собственные оценки и прогнозы на будущее назначение. Прошли и предварительные выдвижения и, даже муниципальные собеседования на вакантную должность. Принятие решения о назначении и согласовании остаётся за городскими и областными властями. И пока решения не приняты - дискуссии продолжаются. Сегодня мы публикуем мнение-обращение члена правления ВООСА, почетного работника высшего образования РФ, доктора архитектуры, профессора Юрия Ивановича Кармазина о проблеме "разделения полномочий", "архимолодости" и градостроительном будущем Воронежа.

 

    Коллеги!

     Вот уже несколько месяцев архитектурная и культурная общественность города, сотрудники ряда служб, взаимодействующих с архитектурно-строительной сферой, заинтригованы одним "острым" кадровым вопросом: кто станет главным архитектором города Воронежа? И это совсем не праздное любопытство: слишком многое зависит от организационных способностей, профессиональных, морально–волевых, да и  простых человеческих качеств этой личности. Ведь, по моему убеждению, главный архитектор практически всегда находится в эпицентре различных событий в каждодневной городской деятельности: будь то производственной, культурной или общественно–деловой или, наконец,  хозяйственной или бытовой. Как нагрузку сюда же можно добавить и значительный уровень отчетности (по должности) перед вышестоящими инстанциями – властями города и области. Ну и, конечно, высока социальной ответственности перед населением города-миллионика.

     Не будем сейчас вникать в подробности административно-управленческих функций, выявление приоритетов между департаментами и управлениями, близкими по роду деятельности, каждодневного общения и убеждения с напористыми заказчиками и "китами" строительного бизнеса, оргработа с Управлением и контроль за сроком и качеством прохождения дел. А приёмы граждан, а ответы на их жалобы и просьбы?! И ещё много и много производственных и организационных задач, которые будут ждать внимания со стороны главного архитектора города. А есть ещё и сотрудничество с проектантами профессиональных мастерских и представителями проектных организаций, работа над Генеральным планом и другими градостроительными документами, руководство общественным градостроительным Советом. И это только видимая часть айсберга. А сколько, на мой взгляд, невидимых, но ощущаемых им вопросов должны беспокоить память и сознание этого человека от малозначащих, на первый взгляд, до масштабных, концептуальных.

     По моему мнению, вторая составляющая деятельности главного архитектора города – в создании целостного образа города. Здесь, наверное и кроется та самая - "невидимая", но бОльшая часть от всей той ежедневной организационной ледяной подводной "рутины". И в этом случае я полностью согласен с мнением воронежского губернатора Алексея Гордеева, что будущий главный архитектор Воронежа  должен «видеть общую картину города».  

     А что мы вкладываем в это понятие: "образ города"?

     Крупнейшие теоретики отечественной архитектуры А.Э. Гутнов и В.Л. Глазычев пишут: «Образ города – продукт нашего сознания, реагирующий на видимую действительность, и потому он всегда в большей или меньшей степени и «образ памяти». Большинству людей трудно это выразить словами, но каждый обладает образным представлением о «прекрасном городе». Такое представление являет собой сложный синтез впечатлений.
Доктор культурологии, профессор ВГУ Тамара Дьякова углубляет это понятие: «Пейзаж (собирательный образ города) отражает не только черты мышления отдельного человека. Пейзажное изображение становится культурной моделью, национальным образом мира в процессе передачи пространственной организации среды, логики чередования форм, гармонии контрастов, соотношения света и тени, движения времени – всего того, без чего природа может восприниматься лишь как хаос».
     Уверен, что создание образа города - непростая задача. Чтобы решать её, необходимы не только профессиональные знания стандартов, а нечто большее - концептуальное, пространственное и образно-смысловое мышление, тонкое ощущение специфики природной, ландшафтной и градостроительной ситуации, состояние и функционирование системы каркасов городской среды. И без чего уж совсем не обойтись – это стремление к постоянному совершенству в работе над самим собой и, конечно же, любовь к городу, к его жителям, любовь к профессии и чувство высокая степень социальной ответственности.

     Важно также понимать, что выполнение таких задач возможно только при органичном союзе коллективного разума и совместных действий властей города и области, смежных департаментов, воронежского архитектурного сообщества, творческих союзов города, строительных организаций, инвесторов, граждан - всех тех, кто не равнодушен к городу и его историко-культурному наследию. Мне видится, что миссия главного архитектора города в этом и состоит - развитии духовно–творческой сферы  Воронежа, а по сему необходимо продуманно отнестись к структуре компетенции его прямых и косвенных обязанностей.

     Кстати сказать, мэр Москвы Сергей Собянин обозначил ответственность за эстетику приоритетной задачей главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Столичный мэр объяснил, с какой целью отныне разделены должности председателя Москомархитектуры и главного архитектора города так: "В обязанности председателя комитета входит текущая управленческая работа, здесь не до творчества. Поэтому принято решение разделить должности председателя комитета и главного архитектора. Главный архитектор должен курировать конкретные градостроительные проекты, работать с экспертным сообществом" <...> "Деятельность главного архитектора должна обеспечиваться специальным органом, в связи с чем будет сформирован архитектурный совет".

     Итак, существует некий парадокс: нет такой должности «главный архитектор города», зато есть «руководитель управления главного архитектора города». А это огромная разница: руководитель есть, а кем руководить – нет. Поневоле вспоминается афоризм Антуана де Сент-Экзюпери: "В действительности всё не так, как на самом деле" - ведь формально «руководитель управления и должен контролировать сроки и качество исполнения документации, проводить оргработу с сотрудниками управления". 

     А как же быть с основным фигурантом нашего вопроса: если нет главного архитектора города. Кто же тогда руководит застройкой города? Очевидно, строительный бизнес? А формированием облика и образа города и решением множества вопросов, о которых говорилось выше, некому. Есть, конечно – он же самый руководитель управления, но у него не остается времени на формирование качественного уровня городской среды в той мере, в какой понимается образ города. Мне думается, что было бы логичным разграничить полномочия таким образом, чтобы дать возможность главному архитектору города исполнять свои прямые функции – сохранения баланса между сохранением исторического облика и духовности столицы Черноземья и качественным развитием современной городской среды.

   Но вернемся к выборам главного архитектора или, правильнее сказать, конкурсу на "соискание вакантной должности". Надо отдать должное и руководителям города, представляющим исключительность роли обсуждаемой должности в том, что без волюнтаристского нажима было дано «добро» на объявление конкурса по России, предоставлена возможность обсуждения кандидатур из регионального профессионального архитектурного сообщества, благодаря которой на общем собрании актива воронежского Союза архитекторов был выдвинут ряд кандидатур для участия в дальнейшем кандидатском собеседовании  в мэрии Воронежа. 

   Хочу отметить, что как и в случае голосования в воронежском отделении Союза, по результатам голосования членами экспертной комиссии в администрации города наибольшее количество баллов набрал Константин Кузнецов - креатура ВООСА и выпускник архитектурного факультета ВГАСУ с красным дипломом. Общий стаж работы тринадцать лет, десять из них – на руководящих должностях. Перечень работ, в которых он участвовал в качестве автора и соавтора впечатляет количеством и масштабностью решаемых задач. В их числе работа над генеральным планом города, проектом планировки центральной части города, цифровая 3D-модель города и ряд архитектурно-градостроительных концепций. Представленная им на слушаниях концепция развития и собственное видение решения градостроительных и эстетических городских проблем в сочетании с молодостью, творческим, организационным потенциалом, чувством собственного достоинства определили его значительное преимущество перед остальными рассматриваемыми кандидатурами. 34 года для молодого архитектора - ещё одно неоспоримое преимущество: он на подъеме, он в постоянном поиске и развитии, которым может увлечь коллектив на решение задач по проблемам родного ему города Воронежа. (Кстати говоря, о "молодом возрасте": автору этой статьи, вашему покорному слуге, когда он стал главным архитектором города областного значения, исполнился 31 год, а главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (однофамилец -прим.) был назначен на должность в 34 года - Ю.К.)

    Мне искренне хотелось бы, чтобы тема архитектурного будущего нашего города не стала предметом различных спекуляций и жесточайшей критики в дальнейшем, а поэтому хочу обратить внимание всех участников созидательных процессов, как бы высокопарно это ни прозвучало, следовать здравому смыслу при принятии решений, направленных на общее созидание и совершенствование систем в целом. И в этом, по возможности, опираться на те профессионально-идеологические ценности, которые были "выстраданы" временем и опытом.  

• ЦЕННОСТИ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДОБРОТЫ И УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ, позволяющие ощущать человеку человеком в полноте его моральных, физических и духовных качеств; человеку, осознавшему себя не только малой частью общества, но и способного повлиять на какие–то негативные явления, происходящие в структуре общества, сопричастном к жизнедеятельности этого человека.
• ЦЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА, ТВОРЧЕСТВА, ВОЛИ, ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ЭНЕРГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ. История цивилизации свидетельствует о том, что появление шедевров мирового зодчества невозможно без заинтересованности и непосредственного участия власти. Город Воронеж, его природно–ландшафтная ситуация, историко–культурное наследие, городская среда, научно-производственный, интеллектуальный, деятельностный и человеческий потенциал способствуют его преобразованию в один из красивейших городов страны. Надо, чтобы эта задача, основанная на любви к городу и его жителям, стала национальной идеей нашего региона.
• ЦЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ, которая в её сущностном понимании, уже на генетическом уровне не может быть «бандитской», поскольку архитектура призвана Мировым Разумом отражать самые гуманные, самые востребованные человеком и обществом светлые чувства. Трансформирование присущих ей эстетических и образно–смысловых качеств в уродливое явление не говорит о её перерождении, потому что человек остаётся человеком, и потребности прекрасного в нём не исчезают. Примитивные формы зданий и примитивные способы застройки города свидетельствуют о бандитском отношении к сакральному понятию «Архитектура», подтверждая политический афоризм: «Архитектура – зеркало всей эпохи».
• ЦЕННОСТИ ВДОХНОВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СОТВОРЕНИЯ МИРА АРХИТЕКТУРЫ, способствующих пробуждению мечты, фантазии, дерзновенных замыслов, концептуально–пространственных прозрений. Когда автор без претензий на божественность своей личности, но на озарении, дарованном свыше, все больше проникает в глубины и тайны подсознания для поиска идейных основ тех или иных смыслов жизни и процессов жизнедеятельности.
• ЦЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ, ценности, когда культура представляет собой ожерелье из алмазов и драгоценных камней, сверкающих всеми своими гранями различных видов и жанров искусства. Архитектура как синтез материального и духовного, конструктивно–технологического и эстетического, организационно–волевого и разумного начала, формирующая жизненную среду, должна обрести статус, достойный её исторической роли и значимости в духовно–нравственном и социально – экономическом развитии страны. Тем самым следует признать ценности архитектуры, исполняющей божественную миссию служения людям, обществу, украшения Земли.
• ЦЕННОСТИ ЭСТЕТИКИ, АНСАМБЛЕВОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ, КОМПОЗИЦИОННО – ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РАСКРЫТИЙ, в основу которых заложено мифопоэтическое восприятие событий минувших веков с их легендарными историческими личностями и простых людей – тружеников, воплощавших великие замыслы в реальность. ЦЕННОСТИ КАМЕРНОЙ СРЕДЫ КАК «ПАМЯТЬ МЕСТА» целого ряда событий, как родословная города, заслуживающая трепетного обожания и осмысленного профессионального «прикосновения».
• ЦЕННОСТИ СОДРУЖЕСТВА АРХИТЕКТОРОВ, ИНЖЕНЕРОВ И СТРОИТЕЛЕЙ. Уже в Древней Греции, давшей на заре цивилизации шедевры мирового зодчества, в иерархии взаимоотношений этих начал бытия, было сформировано понятие: Архитектор – это старший строитель. Архитектурно–строительная практика во всех развитых странах сохраняет данный паритет, несмотря ни какие сложности творческих решений и проектных расчетов. В то же время архитекторы готовы оказать содействие в реализации прогрессивных конструктивно–технических решений строительной сферы.
• ЦЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, направленные на решение современных проблем архитектурной и градостроительной деятельности, обеспечение качественно нового положения, статуса, социально–общественной значимости архитектора в достижении высокого качества среды жизнедеятельности человека, что должно стать существенным фактором развития региона и страны.
• ЦЕННОСТИ ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА ГОРОДА – служителя великой миссии – создавать радость людям и украшать Землю, свой город, свою Малую Родину, стоящего между земным и небесным, между материальным и духовным, между феноменальными возможностями свободного творчества и суровой прозой жизни, между соблазном и совестью, между прошлым и будущим, между властью и Богом. В деятельности этой личности взаимодействуют все законы и категории диалектики, сплавляясь в некую трудно улавливаемую духовно–материализованную субстанцию. Он в эпицентре многих действ и предметностей, но стоит на втором месте по значимости в созидательном процессе после мудрой власти. Он и под лучами солнца, и под влиянием мощных демонических сил, стремящихся подмять его под себя. Для замечания ему поводы всегда найдутся, а для благодарности – никогда. Он – хранитель тайн, передающий эстафету памяти о многих факторах и явлениях города. Уважительное отношение к этой личности – это уважение к той сфере деятельности, в которой он функционирует и которой служит - Архитектуре, а Архитектура в полной её гармонии и красоте служит людям.

Архитекторы города полны решимости энергичнее включиться в созидательный процесс, направленный на качественное улучшение облика Воронежа, чтобы его образ представлялся как воронежцам, так и гостям красивейшим городом России, добрым, светлым, комфортным и человечным.

Любовь к городу и его героической истории, к его жителям должны стать главным фактором, основой национальной идеи региона.

Кармазин Ю.И. профессор, доктор архитектуры, Почетный работник высшего образования РФ, член правления ВООСА